Рано или поздно у большинства физических лиц – предпринимателей возникает вопрос о необходимости прекращения своей деятельности и «закрытии ФЛ-П». Данный вопрос может возникать по разным причинам.
В 2017 году основным нормативным актом, регулирующим порядок «закрытия ФЛ-П», так и остается Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований».
С 1 января 2017 года вступил в силу Закон Украины «О внесение изменении в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» №1797-19 от 21.12.2016г. (http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1797-19), согласно которому изменен порядок начисления и уплаты единого взноса ФЛ-П, в том числе избравшими упрощенную систему налогообложения, и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность.
Поскольку для ФЛ-П, в том числе избравших упрощенную систему налогообложения, кроме ФЛ-П, отнесенных к первой группе плательщиков единого налога, и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль), то минимальная сумма единого взноса для таких лиц с 1 января составляет 704 грн (3200 грн. х 22 %).
ФЛ-П, избравшие упрощенную систему налогообложения, и ФЛ-П, которые находятся на общей системе налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь.
Указанная норма не применяется к лицам, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность.
Сроки уплаты единого взноса для ФЛ-П, в том числе избравших упрощенную систему налогообложения, и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, в 2017 году останутся неизменными.
В итоге, с начала 2017 года у ФЛ-П на едином налоге, налоги выросли в два раза, а предпринимателей на общей системе заставили платить единый социальный взнос (ЕСВ) 704 грн. даже при отсутствии дохода.
Данные изменения существенно влияют на решение многих людей «закрыть свое ФЛ-П».
Порядок закрытия ФЛ-П
Первый шаг – внесение данных о прекращении предпринимательской деятельности в единый государственный реестр (ЕГР)
Вариант 1. Подача документов госрегистратору лично (либо через доверенное лицо)
Обратите внимание, с 2 ноября 2016 года Закон требует это делать по месту регистрации в пределах области. Госрегистратору достаточно подать следующие документы:
- заполненное заявление на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя (форма 12);
- предъявить оригинал паспорта;
- если же документы подает доверенное лицо, то необходима нотариально заверенная копия доверенности.
Для подачи документов (лично в городе Харьков) существует возможность совершить предварительную запись — и таким образом записаться на прием в определенное удобное для Вас время. Запись производится в электронной форме на сайте (https://dozvil.kh.ua/form.jsp).
После подачи и обработки документов регистратор должен выдать опись документов, которые были предоставлены госрегистратору для проведения регистрационного действия (закрытия ФЛ-П), которое является уведомлением о том, что предпринимательская деятельность прекращена.
Данная услуга является бесплатной – государственные сборы отсутствуют.
Однако это не означает, что бизнес «закрыт» и для окончательного «закрытия» требуется посетить фискальную службу (налоговую инспекцию по месту регистрации ФЛ-П).
Вариант 2. Подача документов нотариусу лично (либо через доверенное лицо)
Внести данные о прекращении предпринимательской деятельности в единый государственный реестр может и нотариус. Для этого будет необходимо заполнить заявление (форма 12). Его вы сможете скачать с официального сайта (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z1500-16/paran31#n31 ) или получить у нотариуса, предоставив оригинал паспорта для удостоверения личности.
Как и регистратор, нотариус должен предоставить опись о проведении регистрационного действия.
Услуги нотариуса являются платными – стоимость зависит от выбранного Вами нотариуса.
Вариант 3. Отправить заявление о закрытии ФЛ-П (форма 12) по почте
При отправке пакета документов на прекращение деятельности, необходимо отправить Заявление на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя (форма 12), при этом подпись предпринимателя или доверенного лица должна быть заверена нотариально. Так же, при отправке документов доверенным лицом, к пакету документов должна быть приложена нотариально заверенная копия доверенности на уполномоченное лицо.
Пакет документов должен быть отправлен с уведомлением о вручении и описью вложенного содержимого на точный адрес регистрационной службы.
При выборе такого варианта подачи документов Вы оплачиваете услуги нотариуса за заверение на Заявлении подписи и стоимость почтовых услуг.
Вариант 4. Регистрация частного предпринимателя может быть прекращена в электронном виде
Для этого необходимо воспользоваться порталом электронных сервисов. Однако для электронной регистрации прекращения деятельности физического лица – предпринимателя необходимо иметь электронный ключ. Регистрация заявления на прекращение деятельности регистрируется в разделе «Державна реєстрація припинення підприємницької діяльності фізичної особи – підприємця за її рішенням» (https://igov.org.ua/service/87/general).
На практике на данный момент (сейчас март 2017) можно «закрыть ФЛ-П» только в трех областях Украины: Днепропетровская, Донецкая, Тернопольская.
Сервисное обслуживание сайта обещает его пользователям в скором времени подключить оставшиеся области Украины, но когда точно данная услуга будет функционировать и в других областях – неизвестно.
Второй шаг – поход в фискальную службу (налоговую)
Чтобы вас сняли с учета, придется подать запрос на проведение проверки. К этому времени лучше сдать все отчеты, чтобы у вас не было задолженностей. Обратите внимание – отменена справка «Форма 22-ОПП», которая указывала, что у вас отсутствует задолженность и Вы сняты с учета.
Ко всему этому так же необходимо сделать ряд действий
- подать в налоговую службу (по месту регистрации) заявление об аннулировании статуса плательщика Единого налога;
- так же составить и подать последний Ликвидационный отчет;
- оплатить к дате сдачи Ликвидационного отчета все налоги и сборы;
- если деятельность ФЛ-П была открыта до 2011 года, необходимо получить справку из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности ЕСВ;
- закрыть действующие счета в банке.
После всех процедур по закрытию, налоговая начинает проверку деятельности предпринимателя за весь период.
На сегодняшний день никаких сроков проведения этой проверки законодательством не установлено, в связи с чем, процедура ликвидации может длиться от 3-х месяцев и более.
Третий шаг – поход в пенсионный фонд и банк
Требуется получить подтверждение, что у вас отсутствуют задолженности и закрыты счета в банке.
Это три основных шага, при условии, что предприниматель не имеет задолженностей и отсутствуют нарушения действующего законодательства.
В результате у вас на руках должны быть следующие документы:
- уведомление о прекращении предпринимательской деятельности от государственного регистратора (опись);
- справки об отсутствии задолженностей и снятии с учета с налоговой, пенсионного фонда;
- справка о закрытии счетов в банке.