В Украине 18 июня 2015 г. стартовала шестая волна частичной мобилизации. Ее продолжительность составляет 60 дней, что предусмотрено Законом Украины № 113-VIII от 15 января 2015 г. «О частичной мобилизации». Согласно вышеуказанного закона в 2015 году мобилизация проводится в три очереди в течение 210 суток: с 20 января продолжительностью 90 дней; с 20 апреля продолжительностью 60 дней, а также с 18 июня продолжительностью 60 дней.
Кого призывают?
Согласно действующего законодательства под мобилизацию могут попасть военнообязанные мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 25 до 50 лет. При этом женщин будут мобилизовать лишь по необходимости по квалификационному уровню.
Мобилизация проходит на территории Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковском, Киевской, Кировоградской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровненской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой областей и г. Киева.
Кто не может быть призван?
Статья 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» № 3543-XII от 21 октября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что не подлежат призыву на военную службу по мобилизации военнообязанные:
- Забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
- Признанные согласно заключению военно-медицинской комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно-медицинской комиссии);
- Мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет;
- Женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
- Женщины и мужчины, на содержании которых находится совершеннолетний ребенок, который является инвалидом I или II группы, до достижения им 23 лет;
- Усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет;
- Занятые постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, в соответствии с законодательством Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
- Народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
- Другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законом случаях;
- Студенты и аспиранты, обучающиеся на дневной форме обучения.
Повестка и ее виды
Существует три вида повесток, а именно:
- повестка с предложением («пропоную») явится в военкомат для сверки учетных записей или провидения собеседования;
- повестка с требованием («наказую») явится в военкомат для прохождения медицинской комиссии;
- повестка с требованием «наказую» явится с личными вещами в указанный пункт сбора (для военнообязанных, прошедших собеседование, медкомиссию и получивших мобилизационное распоряжение).
Мобилизационное распоряжение (предписание) — документ, выдаваемый военнообязанному, признанному медицинской комиссией годным к несению военной службы. Выдается на этапе распределения военнообязанных, признанных годными к воинской службе, в призывные и мобилизационные команды. Мобилизационные распоряжения вклеиваются в военные билеты. В мобилизационном распоряжении указывается номер призывной команды и адрес призывного пункта, куда надлежит явиться по первому же требованию для распределения в воинские части.
В повестке должны указываться фамилия, имя и отчество военнообязанного, его адрес, место и время явки, а также перечень необходимых документов, которые нужно принести в военкомат. Указанная в повестке специальность должна совпадать с специальностью, которая указана в военном билете. Повестка должна быть скреплена печатью и подписью военного комиссара.
Утвержденной формы повестки для оповещения о мобилизации не существует. Поэтому в этом случае допускается применение аналогии права. Возможно использование нормативных актов, которые регулируют подобные правоотношения.
Существует нормативный акт, который регулирует порядок оповещения о призыве на срочную воинскую службу и вручение повесток, а именно —
Постановление Кабинета Министров Украины № 352 от 21 марта 2002 г. «Об утверждении Положения про подготовку и проведение призыва граждан Украины на срочную воинскую службу и принятия призывников на военную службу по контракту» (http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/352-2002-%D0%BF/print1418717012293784).
Вручение повесток
В соответствии с Законом Украины № 3543-XII от 21 октября 1993 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации» с последующими изменениями и дополнениями, уполномоченными для вручения повесток являются сотрудники военных комиссариатов (ст. 22 Закона); к организации этого процесса привлекают местные органы исполнительной власти (ст. 17 Закона); органы местного самоуправления (ст. 18 закона).
Также, согласно ст. 38 Закона Украины № 2232-XII от 25 марта 1992 г. «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями и дополнениями, повестки вправе вручать руководители предприятий и организаций любой формы собственности, учебных заведений и ЖЭКов.
Повестка должна вручаться лично в руки военнообязанному, который возвращает представителю военкомата корешок повестки со своей подписью. Следовательно, при вручении повестки необходимо установить личность военнообязанного. Документ, который устанавливает личность – это паспорт или водительское удостоверение.
Повестки могут быть вручены военнообязанному по месту жительства (регистрации), по месту работы и учебы. При этом повестка должна быть полностью заполнена.
Представители военкомата или уполномоченные ими органы не имеют оснований проверять документы в общественных местах. Права и обязанности военкоматов предусмотрены Положением про военные комиссариаты, утвержденным Постановлением Кабинета Министра Украины № 389 от 03 июня 2013 г. (http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/389-2013-%D0%BF).
Однако, в предусмотренных законодательством случаях сотрудники милиции (в том числе ГАИ) имеют право проверять у граждан документы, удостоверяющие его личность, но не имеют права вручать повестки. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников милиции (в том числе ГАИ) предусмотрен Законом Украины № 565-ХІІ от 20 декабря 1990 г. «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями.
- Первичные действия при обращении сотрудника милиции
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О милиции», … при обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по требованию служебное удостоверение. Ссылаясь на эту статью, в случае не предъявления удостоверения, Вы должны требовать, чтобы остановивший Вас сотрудник милиции преставился и предъявил служебное удостоверение.
Рекомендуем переписать данные всех милиционеров, которые присутствуют при проверке документов.
Согласно п.2 ч.1. ст. 11 ЗУ «О милиции» документы сотрудники милиции у граждан, подозреваемых в совершении правонарушений.
В связи с чем всегда уточняйте, что стало основанием для проверки документов.
Перечень документов, которые могут подтвердить Вашу личность:
- паспорт гражданина Украины;
- загранпаспорт;
- дипломатический паспорт;
- удостоверение застрахованной личности;
- водительское удостоверение;
- миграционная карта;
- удостоверение лица, имеющего инвалидность;
- временное удостоверение;
- вид на временное или постоянное проживание.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 ЗУ «О милиции» сотрудники милиции имеют право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях:
- лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, — на сроки и в порядке, предусмотренные законом;
- лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по существу, если эти вопросы не могут быть решены на месте, — на срок до трех часов;
- несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, — на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители для детей, но не более чем на 8:00;
- лиц, находившихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли причинить вред окружающим или себе, — до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту жительства, а по отсутствии таковых — до их вытрезвления;
- военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки уголовного или административного правонарушения, — до передачи их военнослужащим Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или военного командования;
- лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения, но не более на 24 часа;
- иностранцев и лиц без гражданства, которые разыскиваются правоохранительными органами других государств как подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления или как осужденные, которые уклоняются от выполнения уголовного наказания, — в порядке и на сроки, предусмотренные законодательством Украины, международными договорами Украины.
- Основания для административного задержания
В соответствии со статьей 260 Кодекса Украины об административных правонарушениях такая мера как административное задержание, также как и личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов, согласно ст. 260 КоАП Украины, применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины:
- с целью прекращения административных правонарушений;
- когда исчерпаны другие меры воздействия;
- для установления личности;
- составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
Важно! Отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.
- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Сроки административного задержания
По общему правилу, в соответствии со статьей 263 КУоАП административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов.
В определенных случаях нарушитель может быть задержан на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурора в течение двадцати четырех часов с момента задержания.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставки нарушителя для составления протокола, а лица, которое было в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
- Права гражданина при административном задержании
О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а на ее просьбу также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины.
- Исключительные случаи для административного задержания работниками органов внутренних дел
Административное задержание органами внутренних дел производится в таких исключительных случаях:
- при совершении мелкого хулиганства,
- при совершении насилия в семье,
- при нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,
- при распространения ложных слухов,
- при совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего или образы их,
- публичных призывов к невыполнению требований работника милиции,
- при проявлении неуважения к суду,
- при совершении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах,
- при нарушении правил о валютных операциях, правил оборота наркотических средств или психотропных веществ,
- при незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, торговли с рук в неустановленных местах,
- при распитии спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность,
- в случаях, когда есть основания полагать, что лицо занимается проституцией,
- при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира,
- при нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины,
- а также в других случаях, прямо предусмотренных законами Украины.
- Список уполномоченных на административное задержание сотрудников и должностных лиц (в установленных ст. 262 Кодекса случаях).
- органов пограничной службы;
- военизированной охраны в месте расположения охраняемого объекта;
- Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;
- органов Службы безопасности Украины;
- органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;
- органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц.
В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы п. 14. К выполнению задачи по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью могут привлекаться другие работники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск.
- Правила составления протокола об административном задержании
В данном протоколе указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
- сведения о лице задержанного;
- время и мотивы задержания.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
- В случае неправомерных действий сотрудников милиции.
В случае если задержавшие вас нарушают указанные требования закона: не отвечайте на провокационные вопросы, не подписывайте документы, позвоните адвокату.
Наряды ППС милиции имеют право доставлять в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на лицо, как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище найдены явные следы преступления.