Альфа-Омега

Немного об автомобильном законодательстве и правилах езды в Харькове начала ХХ века

Как всем известно, первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился на территории Российской империи в 1891 году. Владельцем этого чуда техники был редактор-издатель популярной газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий.

После Одессы самодвижущиеся экипажи стали появляться и в других городах. Например, в 1895 году — в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века новинка добирается до Харькова.

В 1903 году на территорию Российской империи ввезли 37 машин, в следующем году — 115, а в 1912-м — уже около 3,5 тысяч. К 1914 году по количеству автомобилей, несмотря на их высокую стоимость, Российская империя занимала девятое место в мире (10 тысяч). На первом месте были Соединенные Штаты, где насчитывалось 1,3 миллиона машин.

Ясное дело, с появлением автомобилей и ростом их количества практически сразу же возникла проблема, связанная с установлением правил их эксплуатации и — самое главное — обеспечения безопасности их движения на улицах городов. Благо, в законодательном плане уже был богатый опыт конных экипажей. Например, в различных указах времен императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) читаем:

«Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданных, со всяким опасением и осторожностью, смирно»,

«Кто будет на лошадях скоро ездить, таких ловить и отводить в Полицию, где лакеев бить нещадно кошками, а самих помещиков штрафовать денежным штрафом»,

«А ежели кто впредь в противность сего Ея Императорского Величества указа дерзнет так резво и несмирно ездить и плетьми кого бить, и санями и лошадьми давить, таким, по состоянию вины их, чинено будет жестокое наказание или смертная казнь».

Император Александр I также терпимостью к дорожным нарушителям не отличался. В одном из его указов 1802 года сказано:

«Извозчиков, как сих, так и впредь которые взяты будут в скорой езде, наказывать отсылкой в смирительный дом».

Император Александр I

Поэтому неудивительно, что практически сразу началась разработка новых правил дорожного движения. Точкой отсчета считается 11 сентября 1896 года. Тогда министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах».

Текст данного документа весьма интересен и важен:

«На основании примечания к ст. 568 Устава Путей Сообщения (Св. Зак., т. XII, ч. 1, изд. 1893 года) и по соглашению с подлежащими ведомствами, признано необходимым установить нижеследующие обязательные правила о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах:

  1. При прохождении по шоссе самодвижущихся экипажей должны соблюдаться все установленные законом правила проезда по шоссе и относящиеся к сообщению по шоссе правительственные распоряжения, а также все постановления, которые впредь будут издаваемы относительно движения по шоссейным дорогам.
  2. При эксплуатации самодвижущихся экипажей скорость их движения, при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, чтобы не пугать лошадей, должна быть уменьшаема до самого тихого хода, с этой же целью самодвижущийся экипаж при сказанных встречах должен удаляться по возможности на самый край шоссе.
  3. На крутых поворотах самодвижущиеся экипажи должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, трубить.
  4. Соответственно с требованиями общей безопасности, скорость прохождения самодвижущихся экипажей должна быть уменьшаема: на спусках, при встречах с другими экипажами, в местах пересечения шоссе с другими дорогами и по селениям.
  5. При движении по шоссе, на которых существуют заставы для взимания шоссейного сбора, самодвижущиеся экипажи уплачивают шоссейный сбор в том размере, который будет установлен за право проезда по шоссе таких экипажей.
  6. При каждом самодвижущемся экипаже должно иметься надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и что все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии.

Примечание. Для выдачи таковых удостоверений владельцам самодвижущихся экипажей, предназначенных к движению на дорогах ведомства путей сообщения, полагается производить освидетельствование сих экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для освидетельствования паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам.

  1. Железные шины на ободьях самодвижущихся экипажей должны быть по всей поверхности плоскими, отнюдь не выпуклыми и не вогнутыми и так прикреплены к ободьям, чтобы гвозди, штифты, винты или заклепки не выступали наружу.
  2. Ширина колесных ободьев и железных шин не должна быть ни в каком случае менее 3 1/4 дюймов при полном весе экипажа с нагрузкою от 120 до 180 пудов и не менее 4 дюймов при весе экипажа с нагрузкой от 180 до 300 пудов.
  3. Проход по шоссе самодвижущихся экипажей весом более 300 пудов не дозволяется без особого, испрошенного заблаговременно, разрешения.
  4. Весною, до просушки шоссейного полотна, проход общественных и грузовых самодвижущихся экипажей может быть воспрещаем заведывающими шоссе, причем точное определение времени остановки движения этих экипажей предоставляется их усмотрению, но с тем, чтобы, останавливая движение, они немедленно доносили о том Министерству Путей Сообщения и местному губернскому начальству, а также безотлагательно озаботились вывешиванием по линии следования сказанных экипажей объявлений о сделанном распоряжении. Если в упомянутом распоряжении не будет указано число дней, на которое приостановлено движение, то тем же порядком, т.е. при условии донесения Министерству и местному губернскому начальству и вывешивания объявлений, должно быть сделано распоряжение и об открытии движения означенных самодвижущихся экипажей и притом заблаговременно, не менее как за день до открытия движения.
  5. Наблюдение за исполнением сих правил возлагается на местную полицию и лиц, заведывающих ремонтом шоссе; в случае сомнения в точном соблюдении правил, означенные лица удостоверяются в нарушении правил и привлекают виновных к законной ответственности. За причиненную же остановку самодвижущегося экипажа для удостоверения веса или осмотра шин владельцы не имеют права требовать вознаграждения.
  6. Министр Путей Сообщения оставляет за собою право не разрешать прохождение общественных и грузовых самодвижущихся экипажей по отдельным шоссе ведомства путей сообщения там, где по размеру общего движения на этих шоссе и ширине полотна их, означенное прохождение может представляться небезопасным для проезда конных экипажей».

На основании этого документа в каждом крупном городе администрация стала устанавливать собственные нормы правил движения автомобилей.

Так, 25 июня 1900 года городская дума северной столицы Российской империи утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».

В нашем родном и любимом городе постановление «О езде на автоматических экипажах по городу Харькову» было принято в 1903 году. Правила отличались деталями. К примеру, в одном городе ограничение скорости езды могло составлять 10 верст в час, а в другом — 20.

Следующий крайне важный документ был принят в 1909 году в Париже. Здесь с 5 по 11 октября проходила международная конференция по урегулированию автомобильного движения. Итогом ее стало подписание представителями ряда европейских стран (в том числе и Российской империи) «Общих правил езды по дорогам на автомобилях».

12 февраля 1910 года принятые на конференции правила ратифицировал император России, подписав документ «О ратификации международной конвенции относительно передвижения автомобилей» и таким образом введя их в правовое поле государства. Полный текст конвенции вместе с русским переводом включал 15 статей и был опубликован с указанием, что принятые документы вступают в силу для Российской Империи 18 апреля/1 мая 1910 года.

В документе все детально прописано:

Статья №1. Условия, которым должны удовлетворять автомобили, чтобы быть допущенными к передвижению по общественным дорогам.

Статья №2. Условия, которым должны удовлетворять лица, управляющие автомобилями («Управляющий автомобилем должен обладать качествами в достаточной степени обеспечивающими общественную безопасность»).

Статья №3. Выдача и признавание международных дорожных свидетельств.

Статья №4. Расположение нумерных знаков на автомобилях.

Статья №5. Сигнальные аппараты.

Статья №6. Особые правила для трехколесных автомобилей и мотоциклеток.

Статья №7. Встречи и обгон экипажей.

Статья №8. Расположение указательных знаков на дорогах общего пользования. (Речь шла о том, что государства, подписавшие конвенцию, были обязаны установить вдоль дорог общего пользования предупредительные знаки, причем только такие, изображение которых дано в конвенции. Внешний вид этих знаков, кстати, практически не отличался от существующих в наше время).

Статья № 9. Общие постановления.

Крайне важно учесть, что, несмотря на принятие основных положений международных правил уличного движения, некоторые особенности ранее принятых норм в области движения автомототранспорта в городах Российской империи были все же сохранены.

В нашем городе новые постановления «О езде на автомобилях в г. Харькове», состоящие из четырех разделов и 24 пунктов, были утверждены городской думой 14 января 1913 года. В самом начале из «Общих правил» узнаем, что в городе разрешалось движение только тех автомобилей, которые прошли осмотр и испытание. Управлять же ими дозволялось лишь тем лицам, которые получили на это разрешение. Осмотр и испытание автомобилей производились специальной комиссией от городской управы.

Вторая часть называлась «Осмотр и испытание автомобилей» и детально описывала процедуру, известную сегодня как техосмотр. Оказывается, чтобы его пройти, необходимо было написать прошение в городскую управу. Она назначала время и место. Испрашивающий разрешение на допущение транспортного средства к езде по городу также должен был указать:

Годным для езды автомобиль признавался, если комиссия устанавливала соответствие его ряду требований. При этом отмечалось, что при движении автомобиль не должен производить чрезмерный шум. Езда с открытым глушителем не допускалась. А сигнальным рожком «Сирена» пользоваться запрещалось.

Каждый автомобиль должен был проходить такой осмотр ежегодно в период с 15 марта по 15 апреля. Если же после этого чинами полиции или членами комиссии были замечены новые недостатки или повреждения, машина подвергалась повторному осмотру. Если же шофера или владельца, имеющего право на управление транспортным средством, заметили «в явно не осторожной езде или в управлении автомобилем в нетрезвом виде», могли лишить разрешения на управление.

Вместе со свидетельством на управление городская управа также выдавала владельцу номерной знак в двух экземплярах различной формы.

Для получения разрешения на допущение к управлению автомобилем также необходимо было написать прошение. Самое интересное, что получить его могли в Харькове лица обоего пола. При этом в нашем городе минимальный возраст для получения того, что сегодня называется водительскими правами, составлял 21 год. Пункт 18 постановления гласил:

«Разрешение выдается лишь тем лицам, которые на произведенном в комиссии испытании докажут свое умение управлять автомобилем, пользоваться всякими при нем приборами и производить небольшие починки в случае легкой порчи экипажа».

Четвертый раздел весь посвящен правилам езды на автомобилях. В первую очередь, указывалось, что владельцы обязаны содержать свои автотранспортные средства в полной исправности. Лицам, управляющим автомобилем, вменялось в обязанность следующее:

Водители были обязаны уступать дорогу крестным ходам, похоронам и прочим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям и трамваю. А при недостатке места для проезда — останавливаться, пока они не проследуют.

Также лицам, управлявшим автомобилями, вменялось в обязанность предъявлять полиции и членам комиссии по каждому их требованию разрешительный билет.

Безусловно, не все правила о езде на автомобилях в Харькове соблюдались. Но о нарушениях мы узнаем уже в следующий раз.

Exit mobile version