Альфа-Омега

Налог на недвижимость

Согласно ст. 265 Налогового кодекса Украины (далее — НК) от 02.12.2010 № 2755-VI (с последующими изменениями и дополнениями http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/page42) в состав налога на имущество входит налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

Кто является плательщиком налога?

Пункт 266.1. НК Украины определяет, что плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и / или нежилой недвижимости.

Пункт 266.1.2. НК Украины содержит определение налогоплательщиков в случае пребывания объектов жилой и / или нежилой недвижимости в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц:

Объект и база налогообложения. Ставка налога

Объектом налогообложения является объект жилой и нежилой недвижимости, в том числе его доля. Пункт 266.2.2. Налогового кодекса определяет перечень объектов, не являющихся объектами налогообложения. Например, объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках, здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий, здания детских домов семейного типа и т. п.

Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его частей.

Согласно п. 266.3.2. НК Украины, база налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые безвозмездно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и / или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в частности документов на право собственности.

Ставки налога для объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения.

Порядок исчисления суммы налога с объекта / объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости:

Исчисление суммы налога с объекта / объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога.

Например, если собственник имеет квартиру площадью 320 кв. м., то за год необходимо заплатить налог, рассчитанный таким образом: (320 кв. м. — 60 кв. м. (установлена льгота)) х ставка налога, утвержденная местным советом за 1 кв. м (% от минимальной зарплаты) + 25 тыс. грн.

Льготы по уплате налога на недвижимость:

База налогообложения объекта / объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается:

Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год).

Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями). Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов.

Таким образом, размер льготы по уплате налога может отличаться в зависимости от административно-территориальной единицы, а в Налоговом кодексе определен минимальный размер льготы по уплате налога.

Порядок вручения налогового уведомления-решения и срок уплаты налога:

Согласно п. 266.7.2. Налогового кодекса Украины, налоговое / налоговые уведомления-решения об уплате суммы / сумм налога, исчисленного в соответствии с подпунктом 266.7.1 пункта 266.7 этой статьи, и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и / или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).

Таким образом, налоговое-сообщение решение должно быть направлено контролирующим органом до 1 июля года, следующего за базовым и полученное налогоплательщиком с учетом времени на почтовое отправление. В случае, если налогоплательщик так и не получил такое налоговое уведомление-решение, то возможны следующие варианты развития событий:

  1. Такое сообщение было направлено контролирующим органом в срок, однако к налогоплательщику фактически оно не поступило. Сообщение фактически возвращается в контролирующий орган и считается, что плательщик его получил.

Так, в соответствии с абз. 3 п. 58.3 ст.58 НК Украины в случае, если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение или налоговые требования, или решение о результатах рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказ принять налоговое уведомление-решение или налоговое требование, или решение о результатах рассмотрения жалобы, ненахождение фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение или налоговое требование, или решение о результатах рассмотрения жалобы считаются врученными налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

  1. Контролирующий орган нарушил указанное положение НК Украины и не направил налогоплательщику уведомление или направил, однако с ошибкой, из-за которой лицу его не было вручено. Такое налоговое уведомление-решение считается таким, которое не было вручено (абз. 4 п. 58.3 ст. 58 НК).

 Обратите внимание, что такие налоговые уведомления-решения должны быть отправлены только лицам, у которых возникает обязанность по уплате налога.

Согласно п. п. 266.10.1. НК Украины налоговое обязательство за отчетный год по налогу уплачивается физическими лицами — в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Штраф и пеня при просрочке уплаты налога на недвижимость:

Размер штрафа определен статьей 126 НК Украины:

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных этим Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

Размер пени определен статьей 129 НК Украины:

Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) за каждый календарный день просрочки в его уплате из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

Exit mobile version