Военное право. Призыв. Мобилизация

МобилизацияВ Украине 18 июня 2015 г. стартовала шестая волна частичной мобилизации. Ее продолжительность составляет 60 дней, что предусмотрено Законом  Украины № 113-VIII от 15 января 2015 г. «О частичной мобилизации». Согласно вышеуказанного закона в 2015 году мобилизация проводится в три очереди в течение 210 суток: с 20 января продолжительностью 90 дней; с 20 апреля продолжительностью 60 дней, а также с 18 июня продолжительностью 60 дней.

Кого призывают?

Согласно действующего законодательства под мобилизацию могут попасть военнообязанные мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 25 до 50 лет. При этом женщин будут мобилизовать лишь по необходимости по квалификационному уровню.

Мобилизация проходит на территории Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковском, Киевской, Кировоградской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровненской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой областей и г. Киева.

Кто не может быть призван?

Статья 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» № 3543-XII от 21 октября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что не подлежат призыву на военную службу по мобилизации военнообязанные:

  • Забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  • Признанные согласно заключению военно-медицинской комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно-медицинской комиссии);
  • Мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • Женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
  • Женщины и мужчины, на содержании которых находится совершеннолетний ребенок, который является инвалидом I или II группы, до достижения им 23 лет;
  • Усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет;
  • Занятые постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, в соответствии с законодательством Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
  • Народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • Другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законом случаях;
  • Студенты и аспиранты, обучающиеся на дневной форме обучения.

Повестка и ее виды

Существует три вида повесток, а именно:

  • повестка с предложением («пропоную») явится в военкомат для сверки учетных записей или провидения собеседования;
  • повестка с требованием («наказую») явится в военкомат для прохождения медицинской комиссии;
  • повестка с требованием «наказую» явится с личными вещами в указанный пункт сбора (для военнообязанных, прошедших собеседование, медкомиссию и получивших мобилизационное распоряжение).

Мобилизационное распоряжение (предписание) – документ, выдаваемый военнообязанному, признанному медицинской комиссией годным к несению военной службы. Выдается на этапе распределения военнообязанных, признанных годными к воинской службе, в призывные и мобилизационные команды. Мобилизационные распоряжения вклеиваются в военные билеты. В мобилизационном распоряжении указывается номер призывной команды и адрес призывного пункта, куда надлежит явиться по первому же требованию для распределения в воинские части.

В повестке должны указываться фамилия, имя и отчество военнообязанного, его адрес, место и время явки, а также перечень необходимых документов, которые нужно принести в военкомат. Указанная в повестке специальность должна совпадать с специальностью, которая указана в военном билете. Повестка должна быть скреплена печатью и подписью военного комиссара.

Утвержденной формы повестки для оповещения о мобилизации не существует. Поэтому в этом случае допускается применение аналогии права. Возможно использование нормативных актов, которые регулируют подобные правоотношения.

Существует нормативный акт, который регулирует порядок оповещения о призыве на срочную воинскую службу и вручение повесток, а именно –

Постановление Кабинета Министров Украины № 352 от 21 марта 2002 г. «Об утверждении Положения про подготовку и проведение призыва граждан Украины на срочную воинскую службу и принятия призывников на военную службу по контракту» (http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/352-2002-%D0%BF/print1418717012293784).

Вручение повесток

В соответствии с Законом Украины № 3543-XII от 21 октября 1993 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации» с последующими изменениями и дополнениями, уполномоченными для вручения повесток являются сотрудники военных комиссариатов (ст. 22 Закона); к организации этого процесса привлекают местные органы исполнительной власти (ст. 17 Закона); органы местного самоуправления (ст. 18 закона).

Также, согласно ст. 38 Закона Украины № 2232-XII от 25 марта 1992 г. «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями и дополнениями, повестки вправе вручать руководители предприятий и организаций любой формы собственности, учебных заведений и ЖЭКов.

Повестка должна вручаться лично в руки военнообязанному, который возвращает представителю военкомата корешок повестки со своей подписью. Следовательно, при вручении повестки необходимо установить личность военнообязанного. Документ, который устанавливает личность – это паспорт или водительское удостоверение.

Повестки могут быть вручены военнообязанному по месту жительства (регистрации), по месту работы и учебы. При этом повестка должна быть полностью заполнена.

Представители военкомата или уполномоченные ими органы не имеют оснований проверять документы в общественных местах. Права и обязанности военкоматов предусмотрены Положением про военные комиссариаты, утвержденным Постановлением Кабинета Министра Украины № 389 от 03 июня 2013 г. (http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/389-2013-%D0%BF).

Однако, в предусмотренных законодательством случаях сотрудники милиции (в том числе ГАИ) имеют право проверять у граждан документы, удостоверяющие его личность, но не имеют права вручать повестки. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников милиции (в том числе ГАИ) предусмотрен Законом Украины № 565-ХІІ от 20 декабря 1990 г. «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями.

  1. Первичные действия при обращении сотрудника милиции

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О милиции», … при обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по требованию служебное удостоверение. Ссылаясь на эту статью, в случае не предъявления удостоверения, Вы должны требовать, чтобы остановивший Вас сотрудник милиции преставился и предъявил служебное удостоверение.

Рекомендуем переписать данные всех милиционеров, которые присутствуют при проверке документов.

Согласно п.2 ч.1. ст. 11 ЗУ «О милиции» документы сотрудники милиции у граждан, подозреваемых в совершении правонарушений.

В связи с чем всегда уточняйте, что стало основанием для проверки документов.

Перечень документов, которые могут подтвердить Вашу личность:

  • паспорт гражданина Украины;
  • загранпаспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • удостоверение застрахованной личности;
  • водительское удостоверение;
  • миграционная карта;
  • удостоверение лица, имеющего инвалидность;
  • временное удостоверение;
  • вид на временное или постоянное проживание.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 ЗУ «О милиции» сотрудники милиции имеют право  задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях:

  • лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, – на сроки и в порядке, предусмотренные законом;
  • лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по существу, если эти вопросы не могут быть решены на месте, – на срок до трех часов;
  • несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, – на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, – до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители для детей, но не более чем на 8:00;
  • лиц, находившихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли причинить вред окружающим или себе, – до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту жительства, а по отсутствии таковых – до их вытрезвления;
  • военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки уголовного или административного правонарушения, – до передачи их военнослужащим Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или военного командования;
  • лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения, но не более на 24 часа;
  •  иностранцев и лиц без гражданства, которые разыскиваются правоохранительными органами других государств как подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления или как осужденные, которые уклоняются от выполнения уголовного наказания, – в порядке и на сроки, предусмотренные законодательством Украины, международными договорами Украины.
  1. Основания для административного задержания

В соответствии со статьей 260 Кодекса Украины об административных правонарушениях такая мера как административное задержание, также как и личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов, согласно ст. 260 КоАП Украины, применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины:

  • с целью прекращения административных правонарушений;
  • когда исчерпаны другие меры воздействия;
  • для установления личности;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;

Важно! Отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.

  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
  1. Сроки административного задержания

По общему правилу, в соответствии со статьей 263 КУоАП административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов.

В определенных случаях нарушитель может быть задержан на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток с сообщением об этом письменно прокурора в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставки нарушителя для составления протокола, а лица, которое было в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

  1. Права гражданина при административном задержании

О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а на ее просьбу также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины.

  1. Исключительные случаи для административного задержания работниками органов внутренних дел

Административное задержание органами внутренних дел производится в таких исключительных случаях:

  • при совершении мелкого хулиганства,
  • при совершении насилия в семье,
  • при нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,
  • при распространения ложных слухов,
  • при совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего или образы их,
  • публичных призывов к невыполнению требований работника милиции,
  • при проявлении неуважения к суду,
  • при совершении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах,
  • при нарушении правил о валютных операциях, правил оборота наркотических средств или психотропных веществ,
  • при незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, торговли с рук в неустановленных местах,
  • при распитии спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность,
  • в случаях, когда есть основания полагать, что лицо занимается проституцией,
  • при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира,
  • при нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины,
  • а также в других случаях, прямо предусмотренных законами Украины.
  1. Список уполномоченных на административное задержание сотрудников и должностных лиц (в установленных ст. 262 Кодекса случаях).
    • органов пограничной службы;
    • военизированной охраны в месте расположения охраняемого объекта;
    • Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;
    • органов Службы безопасности Украины;
    • органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;
    • органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц.

В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы п. 14. К выполнению задачи по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью могут привлекаться другие работники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск.

  1. Правила составления протокола об административном задержании

В данном протоколе указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице задержанного;
  • время и мотивы задержания.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

  1. В случае неправомерных действий сотрудников милиции.

В случае если задержавшие вас нарушают указанные требования закона: не отвечайте на провокационные вопросы, не подписывайте документы, позвоните адвокату.

Наряды ППС милиции имеют право доставлять в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии одного из следующих оснований:

  • когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на лицо, как на совершившее преступление;
  • когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище найдены явные следы преступления.