Полиция

police

Рассматривая новый Закон Украины «О Национальной полиции», который был принят 2 июля 2015 года, можно выделить некоторые нововведения. Давайте рассмотрим наиболее важные «новации».

В соответствии с Законом Украины «О Национальной полиции» Национальная полиция Украина — это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка, а, в свою очередь, полицейским является гражданин Украины, который принял Присягу полицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции.

1. Частью 4 статьи 34 Закона Украины «О национальной полиции» вводиться новой полицейское действие — «поверхностная проверка». Такая проверка касается вещи или транспортного средства.

Часть 5 и 6 данной статьи определяет, что эта проверка заключается в визуальном осмотре вещи и / или транспортного средства или визуальном осмотре салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки вправе требовать открыть крышку багажника и / или двери салона. Это требование не предусматривает никакого имеющегося разрешения суда или любых других органов в полицейского на это. При проведении такой проверки вещи или транспортного средства лицо обязано самостоятельно предъявить полицейскому содержимое личных вещей или транспорта.

Часть 4 статьи 34 Закона Украины «О Национальной полиции» даёт полицейскому право проводить такую проверку в случае:

  • если существует достаточно оснований считать, что в указанном транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
  • если существует достаточно оснований считать, что в таком транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен, или которая представляет угрозу жизни и здоровью лица или других лиц;
  • если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и / или находится в том месте, где может быть совершено уголовное правонарушение, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Однако стоит учесть, что возможность проведения такого мероприятия полицейскими противоречит закрепленным в Европейской конвенции по защите прав человека и Конституции Украины правам и свободам человека.

Согласно статье 30 Конституции Украины гарантируется неприкосновенность жилища и иного владения лица, в том числе автомобиля:

Не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможен иной, установленный законом, порядок проникновения в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра и обыска.

Учитывая такие расхождения можно отметить, что разница кардинальная и основания, предусмотренные ст. 34 Закона Украины «О Национальной полиции» не соответствуют положениям ст. 30 Конституции Украины.

На указанные разногласия обращалось внимание законодателя в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины к законопроекту «О Национальной полиции».

Итак, Закон Украины «О Национальной полиции» не предусматривает в рамках полицейского действия «осмотра транспортного средства» ни соответствующего судебного санкционирования, ни возможности обжалования таких действий полицейских, ни механизма восстановления нарушенного права неприкосновенности владения лица.

2. Еще одним введением стало положение статьи 27 «О Национальной полицию», а именно — использование полицией информационных ресурсов.

Благодаря данному положению полиция получает непосредственно оперативный доступ к информации и информационным ресурсам других органов государственной власти с обязательным соблюдением Закона Украины «О защите персональных данных», то есть доступ почти ко всем реестрам, которые есть в стране.

Однако, в этом праве полиции также усматривается проблема, учитывая всегда ли будет профессиональным такое вмешательство в личную жизнь человека, для получения таких сведений.

Обращаем внимание, что на данный момент такое право есть только в ходе уголовного расследования, а во всех остальных случаях ограничения.

3. Статья 26 Закона о полиции предусматривает, что теперь во время административного задержания полицейские могут брать отпечатки пальцев и другие биометрические данные лиц. При этом нигде не установлен срок хранения таких данных. То есть, появляясь в такой базе данных человек заносится в «ряды злостных правонарушителей», что недопустимо в демократическом правовом государстве.

4. Статья 32 Закона О Полиции дает право полиции останавливать любого прохожего и требовать документы. Согласно этой статье это можно делать, в случае если «есть достаточно оснований считать, что лицо намерено совершить правонарушение». То есть любой полицейский может сказать гражданину: «У меня есть основания считать,что вы собираетесь совершить правонарушение» и после этого потребовать предъявить документы.

То есть, исходя из этого положения, на кого угодно накладывается неконституционная обязанность всегда иметь при себе документы, подтверждающие личность. А в случае отсутствия таких документов с собой, полицейский имеет возможность провести задержание лица и доставить в подразделение полиции для его идентификации.

Из положительных моментов следует выделить открытые конкурсы на должности в полиции. Любому лицу, старше 18 лет, которое имеет по меньшей мере полное среднее образование и надлежащий состояние здоровья, открывается путь к должности полицейского, а также общественность привлечена к отбору полицейских.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что несоответствия отдельных положений Закона Украины «О Национальной Полиции» как Конституции Украины, так и УПК Украины является угрозой нарушения основных прав и свобод человека, могут повлечь дискредитацию реформы полиции в целом, что является крайне негативным для построения демократического общества в Украине.